1. Недостаток информации о месте и времени проведения занятия. Для того, чтобы клиент не опоздал на сеанс, необходимо предоставить ему наиболее полную информацию о том, как добраться до студии, где можно припарковать машину, как найти вход, куда позвонить в случае появления сложностей и т. д. Важную информацию стоит отправлять в мессенджеры, чтобы она всегда была на виду.
2. Отсутствие информации о посещениях. Для экономии времени важно точно знать, придет ли пациент в назначенное время, или на это место можно записать другого желающего. Обычно принято отправлять клиенту сообщение за сутки и за несколько часов до сеанса. Предварительное согласование также поможет человеку своевременно перенести запись, если у него случился фор-с-мажор.
3. Слишком маленький перерыв между записями. Интервал между двумя занятиями должен составлять около 10-15 минут, за это время инструктор должен проветрить помещение, продезинфицировать поверхности, навести порядок в зале, настроиться на нового клиента. Иногда занятие немного затягивается, часто люди достаточно медленно переодеваются, долго отдыхают, задают вопросы и т. д. Для того, чтобы спокойно завершить одну историю и вдумчиво начать следующую, лучше иметь несколько лишних минут в запасе.
4. Неполная информация о том, как пациенту готовиться к занятию. Во время записи важно озвучить клиенту, что ему нужно принести с собой сменную спортивную одежду, легкие кроссовки или тапочки, резинку для волос. Стоит также напомнить о том, чтобы пациент снял массивные украшения, заколки и невидимки, отказался от еды за 1-2 часа до тренировки, не принимал алкоголь и не курил в день занятия. Поскольку после ЛФК человек как правило чувствует себя уставшим, важно убедить его о необходимости отдыха дома, восстановлении водно-минерального баланса и избегания сквозняков, физических и умственных нагрузок. Краткую памятку обо всех нюансах подготовки стоит выслать вместе с адресом, так пациенту легче будет ни о чем не забыть.
5. Недостаток чистоты и гигиены. Зал для занятий физкультурой – это место, в котором очень легко образуются неприятные запахи, а на поверхностях оседают капли пота и других жидкостей. Сохранение чистоты и свежести – это не только залог хорошего самочувствия пациентов, но и страховка от заражения различными инфекционными болезнями. Не ленитесь вовремя проветривать, протирать полы и тренажеры, пользоваться антисептиками, выбрасывать мусор, а также следить за чистотой раздевалки, душевой кабины и туалета.
6. Небрежный внешний вид. Во время занятия вам придется довольно близко подходить к пациенту, трогать его руками, приближаться лицо к его лицу. Сделайте по возможности все для того, чтобы клиенту не было неприятно: используйте дезодорант и ополаскиватели для рта, своевременно мойте руки, тело и волосы, меняйте одежду и белье. Если в течение рабочего дня вы вспотели или испачкались, примите душ или оботритесь влажным полотенцем, смените футболку.
7. Признаки заболевания. Каждый из нас может приболеть, однако для ослабленного организма пациента насморк инструктора может стать настоящей проблемой. При необходимости используйте во время работы медицинскую маску или респиратор, протирайте руки и поверхности антисептиком, а при необходимости – возьмите больничный.
8. Некомфортная температура в помещении. В зале для занятий ЛФК не должно быть жарко и душно, т. к. в такой атмосфере тяжело дышать, однако излишний холод, а тем более сквозняк, могут быть опасны для ослабленного организма пациента. Проветривать помещение после каждого сеанса можно и нужно, но делать это нужно тогда, когда в зале никого нет.
9. Вредные привычки. Как правило, сами инструкторы лечебной физкультуры профессионально занимаются спортом, поддерживают себя в хорошей форме и ведут здоровый образ жизни, однако иногда специалист сам не соблюдает свои собственные рекомендации. Даже если вы не можете побороть свои маленькие слабости, старайтесь сохранить их в тайне от пациента: не курите возле ворот студии, уберите подальше пончики и булочки, позаботьтесь о том, чтобы от вас не пахло сигаретами.
10. Панибратство. Хорошим тоном в отношении с пациентом является обращение на «Вы» и по имени-отчеству. Если сам клиент попросит вас перейти на более неформальный тон, вы можете пойти ему на встречу, однако даже в этом случае необходимо соблюдать нормы приличий. Категорически не стоит давать пациентам ласковые прозвища, придумывать шуточки, использовать двусмысленные намеки.
11. Недостаток сведений о пациенте. Каждое занятие ЛФК индивидуально и уникально, для того чтобы четко и точно подобрать упражнения, дозировать нагрузку, важно как можно больше знать о клиенте, его болезнях, образе жизни, перенесенных травмах и т. д. Перед первым занятием стоит предложить посетителю подробную анкету, а затем обсудить все нюансы устно. Часто бывает так, что человек не знает, что какое-то состояние является противопоказанием для занятий, упускает какие-то важные детали своего самочувствия. Инструктору важно не лениться и не спешить, беседуя с новым клиентом.
12. Недостаток сведений о диагнозах пациента. Как правило, у человека, который борется с последствием травмы или заболевания, уже есть целый пакет медицинских заключений, результатов обследований и рекомендаций. Инструктору важно ознакомиться с представленными выписками, поскольку это поможет ему исключить опасные заболевания и представить общий уровень здоровья клиента.
13. Отсутствие адекватной диагностики. Инструктор ЛФК работает с мышечно-связочным аппаратом и фасциями, поэтому он должен четко представлять, на каком уровне существует проблема и с каким участком тела она связана. Мышечное тестирование позволяет специалисту выявить зоны повышенного и пониженного тонуса, найти и выявить триггерные точки и участки миофасциального укорочения, а затем работать именно с ними.
14. Нежелание предоставлять информацию пациенту. Каждый человек имеет право знать, что именно происходит с его организмом, поэтому инструктор должен просто и понятно разъяснить, к каким зонам требуется особое внимание, как именно будет происходить работа, для чего нужно то или иное упражнение. Важно сообщать клиенту, сколько примерно занятий нужно для решения проблемы, как выполнять домашнее задание, какие еще процедуры можно подключить. В начале каждого занятия важно обсудить, какие ощущения в теле есть у пациента сейчас, удалось ли ему выполнять дома упражнения, что показалось сложным, были ли боли и дискомфорт. После занятия также важна обратная связь, пациент должен рассказать о своих чувствах и телесных симптомах, задать вопросы.
15. Отсутствие четкой цели занятий. В начале курса инструктор должен понять, что именно тревожит пациента, и какой помощи он хочет. Специалисту важно не рассеивать свое внимание и не хвататься сразу за все, а спокойно решить одну задачу, потом, при необходимости, ставить следующую. Поставив себе цель, вы должны определить, какими методами вы будете ее добиваться, сколько встреч вам для этого понадобится, что клиент должен делать самостоятельно дома. После того, как вы согласуете свой план с пациентом, можно приступать к его реализации, время от времени корректируя сроки, интенсивность тренировок и другие параметры, если в этом есть необходимость.
16. Невнимание к самочувствию пациента. Как правило, к инструктору ЛФК, приходят люди с хронической болью или дискомфортом. Занятия должны освобождать пациента от стресса и плохого самочувствия, а не погружать в него. Не допустимы во время занятий резкие движения, чрезмерное растягивание тела, большое количество повторов упражнений. Нельзя побуждать человека терпеть боль, делать «через не могу», задыхаться и потеть. Если пациент устал, плохо себя почувствовал, у него появилась одышка, покраснело лицо, стоит остановиться и разобраться в причинах, стабилизировать самочувствие, снизить интенсивность программы.
17. Невнимание к психологическому настрою пациента. Больные, которые борются с последствиями травм или операций, страдают от сильной хронической боли, часто бывают пугливы, чрезмерно тревожны, иногда даже агрессивны. Человек, у которого из-за артроза плохо сгибается колено, будет очень переживать, выполняя приседания или махи ногами. Не ленитесь еще раз объяснить, на что направлено то или иное упражнение, зачем его нужно выполнять, установите комфортную амплитуду и частоту повторений, расскажите о том, какие ощущения стоит потерпеть, а какие являются сигналом для остановки движения. Подбодрите пациента, будьте с ним рядом, интересуйтесь его самочувствием, а в конце обязательно похвалите за смелость и силу.
18. Недостаток внимания к происходящему. Во время занятий лечебной физкультурой важно смести фокус внимания к состоянию «здесь и сейчас». Такая фокусировка не только помогает избежать ошибок в выполнении упражнений, но и оказывает мощный психотерапевтический эффект. Постарайтесь сами погрузиться в происходящее и погрузить в него клиента, побудив его думать о себе, своем самочувствии, ощущениях и эмоциях, а не о посторонних вещах.
19. Чрезмерная болтливость. Во время выполнения упражнений пациент в основном должен сохранять молчание, т. к. это помогает ему сохранить спокойное и ритмичное дыхание. Инструктор же должен говорить только о том, что происходит непосредственно сейчас, иначе своими разговорами он будет отвлекать клиента от счета, сохранения темпа, а также контроля за своими ощущениями.
20. Грубость и нетерпимость. В отличие от спортивных тренеров инструкторы ЛФК обычно имеют дело с людьми, лишенными выносливости, ловкости и силы, ограниченными в движениях. Вести себя с такими пациентами так, как это делают именитые тренеры по фигурному катанию, нельзя, ведь ваша цель не вырастить чемпиона, а помочь больному преодолеть свой недуг. Чем больше чуткости и человечности будет в вашем поведении, тем проще и спокойнее будет чувствовать себя клиент.
21. Неэтичные высказывания в сторону коллег. Многие специалисты грешат тем, что очень нелестно отзываются о своих коллегах, допустивших ошибки, чтобы возвысить себя в глазах пациента. На самом деле постоянная критика чужой работы не красит профессионала и пугает клиента, а еще заставляет его начать усиленно искать ошибки и в вашей деятельности.
22. Несоблюдение медицинской тайны. Тайну о состоянии клиента и его болезнях должен хранить не только лечащий врач, но и все специалисты, занятые в процессе лечения и реабилитации. если вы хотите обсудить какую-то ситуацию с коллегами, это нужно делать в приватной обстановке, по возможности без указания имен и фамилий. Если вам необходимо провести консилиум с коллегами по поводу конкретного пациента, воздержитесь от шуток и пренебрежительных замечаний, сохраняйте нейтральный тон, и не посвящайте в ваш разговор третьих лиц, например, администратора, другого пациента, своего друга или родственника.
23. Отказ от ведения истории пациента. Поскольку у одного инструктора может быть несколько десятков занятий в неделю, держать в голове информацию о каждом пациенте очень тяжело. Упустив что-то из вида, можно неправильно оценить состояние клиента и неверно подобрать наполнение занятия. Очень неприятно пациенту будет обнаружить, что вы к середине курса окончательно забыли, с каким заболеванием он к вам пришел, и какие сопутствующие недуги у него есть. Некрасиво также перед началом каждого сеанса задавать одни и те же вопросы, снова уточнять, какая нога болит, как давно была травма и т. д. Подобное поведение показывает ваше равнодушное отношение, делает вас непрофессионалом в глазах посетителя. Для того, чтобы не попасть впросак, стоит вести записи о каждом пациенте, в которых будут отражены все диагнозы, особенности образа жизни, цели и задачи курса, какие-то важные моменты о каждой встрече. Перед началом тренировки вам достаточно будет пролистать свои собственные протоколы, тем самым освежив в памяти информацию о человеке.
24. Отсутствие знаний о строении и функционировании человеческого тела. Инструктор ЛФК, как никто другой, должен четко представлять, как устроено тело человека, какие мышцы отвечают за тот или иной участок, какие процессы происходят в организме в тот или иной момент времени и т. д.
25. Неумение правильно выбрать уровень нагрузки. От пациентов часто можно услышать жалобу на то, что их инструктор ЛФК владеет 4-5 комплексами физкультуры для разных участков, например, комплексом для поясницы, для коленных суставов, шеи и рук, и предлагает их в неизменном виде каждому пришедшему. От таких стандартизированных занятий нет никакой пользы, кроме того, для больных с разными заболеваниями они могут быть просто противопоказаны. Настоящий профессионал должен знать большое количество разнообразных упражнений и уметь их комбинировать, а также регулировать амплитуду движений, интенсивность, частоту повторений и другие параметры. Нагрузка на организм должна возрастать постепенно, и важно верно «нащупать» именно тот уровень, который будет эффективен и безопасен для конкретного человека.
26. Нежелание демонстрировать технику выполнения упражнения. Наверное, все помнят школьные уроки физкультуры, во время которых учитель лишь лениво называл упражнение, которое сам никогда не показывал. Как вы думаете, многие ли из учеников овладели таким образом правильной техникой прыжков, кувырков или бега? Любое движение воспринимается гораздо лучше, если его сначала описать, затем показать наглядно, возможно, что ни один раз. Когда дело дойдет до повторения пациентом, также не ленитесь и поправьте его положение с помощью рук, помогите встать правильно, поработайте «зеркалом» и начните выполнять движения вместе.
27. Скука на занятиях. Конечно, занятие лечебной физкультурой – это не цирковое выступление, однако и в него можно привнести что-то новое и интересное. Включите пациенту ритмичную музыку, добавьте пару танцевальных элементов или подвижную игру, устройте небольшое шуточное соревнование, тем самым, вы поднимите настроение и себе, и своему клиенту.
28. Невнимание к дыханию пациента. Сохранение спокойного ритмичного дыхания во время занятия – это залог здоровья сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной системы. Часто пациенты начинают дышать слишком часто и шумно, иногда, наоборот, задерживают дыхание. Для того, чтобы человеку было легче не сбиваться с темпа, можно использовать счет или условные обозначения, дышать вместе с ним.
29. Отсутствие разминки и заминки. Небольшие комплексы простых упражнений в начале и в конце занятия помогают разогреть мышцы, быстрее восстановиться после нагрузки и избежать травмы. В качестве разминочного и заминочного комплекса можно также использовать приемы массажа или самомассажа.
30. Работа «от звонка до звонка». Люди с хроническими проблемами со здоровьем часто бывают более медлительными, неповоротливыми и неловкими, поэтому нет ничего страшного в том, чтобы продолжить тренировку на 5-10 минут и успеть все запланированное. Лучше дать человеку немного больше внимания и времени, чем грубо прервать на середине упражнения или помешать задать вопросы.
31. Постоянное отвлечение внимания. Инструктор, который во время занятия успевает поговорить по телефону, перекинуться парой слов с администратором, залезть в интернет и протереть пол, не может сосредоточиться на пациенте и его состоянии. Отложите все свои дела, выключите звук на смартфоне, закройте дверь зала, сконцентрируйтесь только на своей работе, только так вы сможете добиться результата.
32. Отказ от рекомендаций. Некоторые тренеры считают, что их она ответственности простирается только на сам момент тренировки, однако на самом деле вы можете помочь человеку улучшить свое здоровье с помощью простых и ясных советов и рекомендаций. Обязательно давайте своим подопечным домашние задания, попросите их отказаться от вредностей, объясните необходимость ведения здорового образа жизни, хвалите за каждое достижение. Рекомендации следует давать мягко и спокойно, ни в коем случае не позволять себе ругать пациента или насмехаться над ним.
33. Недостаток работы со смежными специалистами. Для того, чтобы максимально быстро решить проблемы со здоровьем, часто необходимо прибегать к помощи сразу нескольких специалистов. Если вы знаете, что ваш пациент ходит не только к вам, но и к физиотерапевту, остеопату или массажисту, поделитесь с ними своими наблюдениями, договоритесь об общей линии работы, однако делайте это максимально мягко и этично по отношению к больному.
34. Некомпетентность в профессиональных вопросах. К сожалению, даже пожилые и достаточно опытные специалисты часто транслируют пациентам странные и антинаучные мысли о «вправлении грыжи», «отложении солей», «зашлакованности организма», «чипах в вакцинах». Еще хуже, когда инструктор начинает разговаривать с пациентом на религиозные и эзотерические темы, советует тому какие-либо ритуалы, молитвы. В двадцать первом веке существует огромное количество научных источников информации, которые необходимо периодически изучать для увеличения уровня профессиональной грамотности.
35. Неадекватная оценка своих возможностей. Большинство проблем со здоровьем требует комплексного подхода, поэтому не стоит отговаривать пациента от обращения к смежным специалистам. Как специалист, вы должны работать вместе с реабилитологами, ортопедами, неврологами, мануальными терапевтами, помогать друг другу. Не стоит обещать больному с полным разрывом мениска вылечить его без операции, гораздо лучше порекомендовать ему получить консультацию у оперирующего хирурга. Один человек не может быть мастером буквально во всем, поэтому здраво оценивайте свое могущество и не стесняйтесь обращаться за помощью к более опытным коллегам.
36. Недостаток инвентаря. Различные приспособления помогают увеличить нагрузку на проблемную зону и снять ее с соседних участков, увеличивают разнообразие движений, позволяют уменьшить вероятность травмирования. Сейчас существует огромное количество достаточно недорогих спортивных снарядов, которые стоит приобрести и использовать на занятиях.
Запишитесь на пробное занятие (Тренажер Правило / Массаж / ЛФК) по телефону 8 (977) 439-11-24.
37. Хаотичность действий. Приступая к занятию, инструктор должен четко понимать, какое именно упражнение на какую группу мышц направлено. Не пытайтесь объять необъятное, показать сразу все свои умения, работайте спокойно, планомерно и размеренно. Начинайте занятие с небольшого разговора о самочувствии клиента, затем выполняйте разминку, основную часть и заминочный комплекс, на прощание обсудите текущее состояние, дайте домашнее задание, ответьте на вопросы.
38. Несоблюдение графика занятий. Традиционно считается, что пациенту достаточно 2-3 занятий с тренером в неделю, при условии ежедневного выполнения домашнего задания. Иногда частота встреч может незначительно измениться, однако не стоит стараться «впихнуть» в неделю 5-7 встреч. Увеличивая количество тренировок, вы только истощаете силы пациента, а встречаясь реже 1 раза в 7 дней – отодвигаете достижение значимого результата.
39. Работа ради денег, а не ради результата. Инструкторы, которые подходят к своей работе формально, без души, обычно теряют постоянных клиентов. Люди, которые нуждаются в помощи, очень чувствительны к тому, как ведет себя специалист, и чувствуют равнодушие и меркантильность. Подходите к своей работе как к способу сделать мир немного лучше, подарить радость и удовлетворение людям, а не только как к способу заработка.
40. Нежелание развиваться. Ежедневно в мире появляются новые и новые медицинские исследования, усовершенствуются методы реабилитации и лечения. Сейчас доступно большое количество информации, причем ее можно получить онлайн, не выходя из дома. Для того, чтобы оставаться в потоке, важно не прекращать учиться новому, овладевать навыками и умениями, углублять свои знания.